blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Статьи

Родные могилы

Социальные кнопки для Joomla

99193ee7ed534b67c0a8a789cd36cbc8 XLОсобое отношение человека к месту погребения усопших не зависит от религиозности. Все мы испытываем, как минимум, уважение к тому месту, где похоронены останки родных и близких. Еще Пушкин писал об этом: "Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу: любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".

Для православного же человека отношение к месту погребения другого христианина и вовсе свято. Ведь мы верим в то, что каждый из нас воскреснет телесно и помним, что уже был момент, когда: "гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли" (Мф. 27,52).

Поэтому недавняя инициатива Минстроя России о повторном использовании заброшенных могил для православного человека представляется не просто неуважением к усопшим, но кощунством по отношению к, ожидающим Страшного Суда, православным христианам.

В то же время, у этой проблемы есть и другая сторона. Никто не предлагает сносить ухоженные могилы. Речь идет о заброшенных захоронениях. По сообщениям СМИ: "определять степень заброшенности могил будет специально сформированная комиссия, куда войдут представители органа государственной власти региона, прокуратуры, "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор", цитируют "Известия". При проверке вероисповедальных кладбищ к комиссии будет подключаться представитель той или иной конфессии.

Согласно законопроекту, могила будет признана заброшенной, если находится "в ненадлежащем состоянии", информация о похороненном отсутствует так же, как и о лице, ответственном за могилу. При этом если на могиле присутствуют намогильные сооружения, она не может быть признана брошенной.

После того, как комиссия сочтет, что место захоронения может быть ликвидировано, документы подаются в суд, который выносит окончательное решение. Если решение суда будет положительным, останки отправляются на кремацию, а затем в "могилу невостребованных прахов" или организовывается перезахоронение, если кремация не может быть проведена".

То есть предлагается целая процедура, перекладывающая ответственность за осквернение могил на комиссию, в которой будут заседать чиновники множества ведомств. Санкционировать кощунственное действие предлагается суду. Имея представление о загруженности судей, боюсь представить себе то, каким образом на практике будут приниматься подобные решения.

Конечно, возникает повод для праведного гнева и правомерных вопросов о морали тех людей, которые предлагают подобные решения. Но мне хотелось бы поговорить о совести тех, благодаря которым такое состояние могил на наших кладбищах становится возможным. То есть о нас с вами. О многих из нас.

Ведомство приводит страшную цифру. По данным министерства, площадь заброшенных захоронений в России составляет 18–25 тысяч гектаров. При соблюдении законных норм это от 50 до почти 70 миллионов заброшенных могил. И находятся они не где-то на полях боев. Они располагаются на кладбищах, рядом с могилами наших родных и близких. Теми, которые мы, хотя бы раз в год, убираем, приводим в порядок.

И в этом случае разговор уже идет о нашей совести. Это мы не только не убираем соседнюю могилку, за которой некому ухаживать, но еще и норовим устроить на ней мусорную свалку. Просто ленясь вынести мусор до контейнера. Это мы ставим вопрос о том, чтобы за счет соседней заброшенной могилы увеличить ограду семейного захоронения на кладбище. Это мы используем заброшенные могилы как место для пикника. Увы, и такое приходилось видеть!

В последние годы с нашим отношением к усопшим и их могилам происходит что-то страшное. Мы все чаще стремимся как можно скорее похоронить усопшего, пренебрегая христианской традицией. Мы делаем могилы своих родственников не местом молитвы, а местом обжорства и пьянства.

Неудивительно, что в умах наших чиновников возникают идеи многоразового использования могил. Понятно, что за этим стоит перспектива повторной продажи иногда очень недешевых мест на известных кладбищах. То есть бизнеса на осквернении могил, в том числе, православных христиан.

Когда я был маленьким, мама всегда брала меня с собой на кладбище, идя прибирать могилы. И всегда она убирала не только свою, но и соседнюю могилу своих знакомых, у которых уже не было живых родственников. И еще одну могилу, о которой она ничего не знала, но которая была рядом.

И так делала не только она одна. Большинство наших мам и бабушек поступали точно так же. Верю, что многие из них делали это потому, что знали, что всякая могила православного христианина – им не чужая. Там лежит точно такой же брат или сестра во Христе, как и те, кто являются нашими родственниками по плоти.

В Европе и США существуют специальные фирмы, которые за приемлемую плату ухаживают за могилами. И многие люди, приобретая место на кладбище, сразу оплачивают уход за захоронением на много лет, а то и десятилетий, вперед. Может быть и мы, когда-нибудь придем к такому положению вещей.

Но в ближайшей перспективе только наша вера, христианское отношение к могилам своим и соседним может изменить ситуацию. И избавить нашу совесть от укора за то, что мы своим отношением сделали возможным существование заброшенных могил. Пусть чужих, но, все же, родных.

протоиерей Михаил САМОХИН

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg