blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Статьи

Крестный ход: из истории в современность

Социальные кнопки для Joomla

Крестные ходы вернулись в духовную жизнь нашей Церкви и, в частности, нашей епархии. Красочные шествия верующих по улицам городов, сел и станиц вызывают самые разные эмоции и вопросы. На некоторые из них мы попробуем ответить.

Немного истории

Торжественные религиозные шествия упоминаются в Ветхом Завете. Древние праведники часто совершали всенародные шествия с пением, игрой на трубах и ликованием. Первыми прообразами Крестных ходов были шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, а также всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

Различного рода шествия не сразу стали возможны в религиозной практике христиан. Но уже в Византии верующие изо всех храмов собирались в собор Святой Софии в Константинополе, главный византийский храм того времени. Впереди несли крест — символ победы Христовой. Поэтому шествие назвали крестным ходом.

Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Позже, в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. А в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Также крестные ходы совершались из храма в храм, когда верующие шли помолиться в соседнюю церковь в день ее престольного праздника, к различным святым местам: источникам, поклонным крестам, местам обретения чудотворных икон. Крестным ходом верующие шли «на Иордан» - к месту великого освящения воды в день Крещения Господня. Крестные ходы устраивались при различных бедствиях.

В советское время в России крестные ходы имели для верующих особенное значение. Наверно, это была единственная возможность выйти и стен храма и публично свидетельствовать о своей вере. Традиция не потеряла своего значения и сейчас. Она говорит окружающим о нашей вере.

О смысле

Если говорить строго, то Крестный ход – разновидность литии: усердного, всенародного моления. В случае какого-либо общественного бедствия, или общей нужды, или в память избавления от прежнего бедствия - совершается такая лития.

Основанием такого образа молитвы, являются слова Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,20). Крестный ход – соборная молитва не двух или трех, а десятков, сотен и даже тысяч человек. И действие ее на самих молящихся и окружающих многократно усиливается.

Для сторонних наблюдателей крестный ход – еще одно напоминание о том, что рядом живет и действует Церковь Христова. Может быть о том, что давно стоит зайти в ближайший храм. Или прийти на исповедь. О том, что есть рядом та Реальность, с которой стоит соразмерять подлинность собственной жизни. И если хотя бы один человек задумается об этом, а не просто посмеется или подосадует на перекрытие улиц, значит, в таком молитвенном шествии есть миссионерский смысл.

Для тех же, кто внутри крестного хода, его смысл не в перемещении из одного храма в другой. И даже не в простом сопровождении святыни, перемещаемой таким образом. Молитвы и песнопения совершаются не просто для того, чтобы не идти праздно. Они создают особую атмосферу непрерывной молитвы, согревая сердце и вдохновляя на следование за Христом.

Несколько личных слов

Мне доводилось участвовать в разных крестных ходах и в разном качестве. Видя зевак по сторонам, доброжелательных и не очень, а потом и вспоминая о Крестном пути Спасителя, я все больше укреплялся в мысли о том, что для каждого участника крестного хода, он должен стать маленьким подвигом. Подвигом открытого следования за Христом, явного исповедования своей веры. Подвигом молитвы и труда. Выражением стремления всю свою жизнь идти за Спасителем.

Тогда не будут мешать никакие препятствия. Погода и расстояние, немощи и леность – все отойдет от нас далеко. Останутся только молитва и радость.

В жизнь нашей епархии вернулись крестные ходы. Международные и епархиальные, молодежные и обыкновенные. Многодневные и, даже, многомесячные. Теперь каждый из нас может присоединиться к этой особой форме молитвы, имеющей замечательную силу.

Протоиерей Михаил Самохин

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg

Вы здесь: Home Об отделе Материалы отдела Статьи Крестный ход: из истории в современность