blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Статьи

Три августовских спаса

Социальные кнопки для Joomla

Календарь народный долгие века был основан на календаре церковном. Именно православный праздник был единственной реальной вехой, к которой простой крестьянин мог привязать сроки сельскохозяйственных работ.

И хотя большинство из нас далеко от хлопот наших предков прошлых веков, народные приметы прочно слились с церковным пониманием смысла праздников. А кое-где и заменили его.

Так случилось и с праздниками, которые в народе называют Спасами. При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным».

Спас, Спаситель – одно из богословских имен Господа Иисуса Христа. И Спаситель у нас только один. Но праздников, посвященных Господу в августе три.

В большинстве статей на страницах интернета подробно описаны народные обычаи и традиции. Поэтому о них скажем совсем немного. А вот на церковном понимании праздников стоит остановиться. Итак:

Первый Спас

14 августа Церковь вспоминает сразу несколько праздничных событий. Первое из них - Изнесение Животворящего Креста Господня.

В столице Византии, Константинополе, в связи с частыми болезнями в августе, существовал обычай носить по улицам и дорогам драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы Голгофского Креста. Люди единодушно молились об исцелении от невидимой, и от того еще более страшной, беды.

Накануне праздника великую святыню торжественно переносили из царской сокровищницы в храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, крест проносили по всем улицам города, а затем вновь возвращали в императорские палаты. Это напоминает нам об истоках традиции крестных ходов, о которой мы говорили в предыдущем номере нашего журнала. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. На Руси праздник известен с XV века.

Второе церковное событие этого дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражение с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году.

В этот же день празднуется память ветхозаветных мучеников Маккавеев – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 до Р.Х.).

Его инициатором стал сирийский монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до Р.Х.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Этот ревностный язычник воздвиг беспощадное гонение на вехозаветную религию, и издал декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться языческим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, совершив в нем жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в декабре 167 г. до Р.Х.

Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти.

Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и после многолетней борьбы создали независимое Иудейское государство (142–63 до Р.Х.), управлявшееся династией Маккавеев.

Прозвище «Маккавей», от еврейского слова «Молот», получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост.

Народный календарь приурочил к этому дню проводы лета. Заканчивался летний сбор меда. Пасечники выламывали соты и приносили их в храм, как и другие первые плоды нового урожая, в знак благодарности за дарованный Богом мед, и с просьбой о благословении на будущий год.

Второй Спас.

Это один из двенадцати важнейших христианских праздников – Преображение Господне.

Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (17:1–13), Марк (9:2–13) и Лука (9:28–36).

Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), – как указывает святой апостол и евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала белой до блистания. И беседовали с Ним два мужа; это были Моисей и Илия. Явившись в сиянии небесной славы, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме».

В это время Петр и его спутники уснули. Когда они очнулись, то увидели славу Спасителя и двух мужей, стоящих с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Пётр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» Он и сам не знал, что говорил.

Не успел он закончить фразу, как появилось облако и осенило их; и они устрашились. Из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте!» Когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели. (Лк. 9:28–36).

Святой евангелист Марк уточняет: «И когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они это исполнили, но в беседе между собой допытывались: что это значит – воскреснуть из мёртвых?» (Мк. 9:9–10).

Смысл этого события достаточно ясен. Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики, хотели видеть, прежде всего, земным царем, победителем римлян. Эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы!

Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой маловерам. Таков смысл празднуемого события.

В миссионерских целях дата праздника Преображения была перенесена с февраля-марта, когда, вероятнее всего, состоялось евангельское событие, на август. В это время, в период сбора урожая винограда, многие крестьяне продолжали сохранять языческие традиции вакханалий и, подобных им, праздников.

Прервать эту традицию было возможно, только введя в нее новый, христианский смысл. Было решено торжественно праздновать в это время Преображение Господне, искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда и прочих плодов земных. В этом ясно видно продолжение ветхозаветного обычая благословения первых плодов.

В нашей стране виноград в это время, в основном, не собирают. Поэтому он заменился яблоками. Но смысл принесения первых плодов Богу остался. А праздник назвали Яблочным Спасом.

Третий Спас

На следующий день после Успения наступает последний из трех августовских "Спасов". В церковном календаре этот праздник называется: Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.) и имеет интересную историю.

Во времена земной жизни Иисуса Христа в северной Месопотамии существовало государство Осроэна. Его столицей был город Эдесса, а царем – Авгарь (Абгар) V Черный (13–50 гг. по Р.Х.).

Он просил Спасителя об исцелении от болезни и приглашал его к себе, зная, что иудеи ищут гибели Христа. Согласно одной из легенд, Авгарь, не слишком надеясь увидеть Самого Спасителя, дал поручение своему слуге и письмоносцу Анании привезти в Эдессу хотя бы Его изображение.

При их встрече, Господь, в ответ на невысказанную еще просьбу Анании, омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Получив портрет, Авгарь исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город.

Нерукотворный образ, как величайшая святыня, был помещен в одном из залов царского дворца. Позднее Осроэна стала римской провинцией, а в VII веке была занята арабами-мусульманами.

Возникновение самого праздника относится к событиям, случившимся в X веке, когда византийцы, отвоевав несколько городов, принудили эмира Эдессы заключить с ними мир и передать им драгоценную реликвию. Перенесение и встреча святыни в Константинополе были весьма торжественными. Поскольку историческое событие произошло 15 (28) августа 944 года, т.е. в день Успения, то чествование этого события было перенесено на следующий день.

Сам Нерукотворный Образ очень почитался на Руси. Его можно видеть на воинских знаменах русских князей, многочисленных фресках и в списках икон.

Народный календарь приурочивает к этому дню сбор орехов , выпечку хлеба из зерна нового урожая, производство первого полотна из собранного и переработанного в этом году льна.

Вот такие интересные и разные по своему значению и смыслу события объединил народ под названием «августовских спасов». Нам же стоит помнить о Том, кто действительно объединяет все эти разные праздники. О Господе и Спасителе Иисусе Христе. Именно постоянная память о Нем позволяла наши предкам трудиться, собирать урожаи, растить детей и благодарить Спасителя за дарованные им земные блага.

Протоиерей Михаил Самохин

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg

Вы здесь: Home Об отделе Материалы отдела Статьи Три августовских спаса