blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Статьи

Потребность в причастии нужно не регламентировать, а воспитывать

Социальные кнопки для Joomla

Я прочитал дискуссию не только на «Богослов.ру», но и на «Правмире», там есть более развернутые мнения. У меня сложилось впечатление, что это, действительно, «полуфабрикатный документ». Но, что замечательно, в нем оставлены точки для дискуссии. Зачастую просто сознательно не дописаны какие-то вещи, чтобы дать возможность доделать это соборным разумом. Это хорошо, за это спасибо составителям документа.

В то же время мне неясна идеология этого документа. Если он носит декларативный характер, как, например, Основы социальной концепции, которыми мы успешно пользуемся, тогда в нем недостаточно богословских обоснований. Фундаментальных, развернутых, подробных и ясных обоснований того, что мы делаем.

Если это документ внутреннего инструктивного характера, о чем заставляет думать язык, на котором он написан, тогда в нем не хватает регламентации, пусть вариативной, но регламентации.

Может быть, есть смысл разделить и сделать из одного документа два? Декларативный — для всей полноты Церкви и инструктивный – для тех, кто отправляет Таинства, для священнослужителей? Может быть, это должно быть два разных документа?

Что касается самого стиля документа, то удивительно, что ни одного слова там нет о Литургии, что слово «Литургия» там вообще не упоминается. А это частое или сверхчастое причащение — вся эта проблема выросла из понимания Литургии. Когда наши прихожане прочитали Шмемана, прочитали Керна, они начали вдруг сознательно хотеть участвовать в богослужении. Обнаружилось, что их понимание Литургии, их понимание той традиции синодальной, которая сейчас есть, сильно отличается от того, что они прочитали.

Мне кажется, что мы ошибаемся вот еще в чем. Мы говорим о причастии, как о частном деле конкретного человека. Это читается в стилистике документа. Мы пытаемся извне регламентировать потребность человека в причастии и исповеди, а наша задача воспитывать эту потребность.

И причастие, и исповедь не могут быть редкими, не могут быть частыми, они должны совершаться по потребности духовной каждого конкретного человека, в каждой конкретной ситуации. Наша задача, как священников, не регулировать ее внешними канонами, акафистами, службами, постами. Мы должны об этом говорить, но не регулировать духовную жизнь человека. Мы должны воспитывать эту потребность. Воспитать потребность исповедоваться, воспитать потребность причаститься, а когда это будет – это уже сугубо индивидуально. Вот этот подход внешней регуляции внутренней потребности, мне кажется, нужно исключить.

Протоиерей Михаил Самохин

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg

Вы здесь: Home Об отделе Материалы отдела Статьи Потребность в причастии нужно не регламентировать, а воспитывать