blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Статьи

Есть ли у нас духовная жизнь?

Социальные кнопки для Joomla

272761.b

В апостольском зачале 14-й Недели по Пятидесятнице мы читаем: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21, 22).

Итак, по мысли апостола, все христиане имеют в себе некий залог Духа. Это тот самый залог, которым Господь запечатлел нас. Святитель Феофан Затворник, толкуя данное место, пишет: «Дар Духа и есть печать Божия на нас. Печать на воске дает форму ему; печать в духе нашем есть сформирование его по действию воспринятого Духа благодати…. Запечатление Духом и есть дарование Духа в сердца, или вселение Его во внутреннем нашем человеке» (1).

О чем говорит святитель? Очевидно, он пишет о благодатном переживании, а не только озвучивает богословскую идею. Можем ли мы понять, что имеет в виду Затворник? Ощущаем ли мы в себе этот «залог Духа»? Здесь уместно выйти на такую важную и трудную тему, как чувства и ощущения в духовной жизни. Ведь мы как-то должны ощущать присутствие Всевышнего в нашем бытии? Должны. И только так мы можем определить, какого качества наша духовная жизнь и есть ли она вообще. Ведь если человек не чувствует ничего в духовной жизни, то законно спросить: а она у него есть?

Надо сказать, святитель Феофан Затворник в своих книгах довольно смело пишет на эту тему. Он говорит, что духовная жизнь должна переживаться христианином, что Царство Божие и спасение – это понятия не только из будущего века. Общение с Богом начинается здесь, на земле. «Приступающие верою к Господу тотчас на себе и испытывают исполнение всех обетований, относящихся к делу спасения: испытывают отпущение грехов, в чем свидетель им облегченная совесть; испытывают обновление, в чем свидетель им сознание новой жизни, восприемлемой в купели; испытывают наитие благодати Святого Духа, в чем свидетель им ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; испытывают всыновление, в чем свидетель им внутреннее чувство сыновства Богу, Духом возгреваемое, вследствие коего вопиют: Авва, Отче» (2), – писал святитель.

Что мы можем сказать о наших духовных переживаниях? Многие вообще не задумываются над этим. Но если бы мы совсем ничего не чувствовали в христианстве, мы не были бы христианами. Как однажды ответил Господь на молитву Блеза Паскаля: «Ты не искал бы меня, если б уже не нашел». По крайней мере, какое-то влечение к Богу чувствует всякий человек, приходящий в храм. Но мы живем в мире, который совсем не настраивает на богообщение. Напротив, он безжалостно истребляет то чувство близости Творца, которое мы выносим из храма. Мы постоянно погружены в суету, болтовню, мы потребляем огромное количество ненужной, а порой и вредной информации. Современный мегаполис ежеминутно предлагает какие-то соблазны, которые мы впитываем в той или иной степени. Мы живем в мире, где очень непросто вести духовную жизнь. А Дух Божий легко прогоняется, ибо Он не обитает рядом с грехом. Его нет там, где рассеяние ума, невнимание к своему внутреннему состоянию, услаждение плоти, мысленный блуд. Поэтому мы даже после Причастия очень быстро можем прийти в бездуховное состояние, просто выйдя в город.

Святитель Феофан, рассуждая о том, почему мы теряем благодатные ощущения, говорит, что надо исследовать, по какой причине ушли мир и сердечная теплота. Если выгнал Святого Духа обжорством, покайся и попостись. Если празднословием – помолчи какое-то время. Но тут включается и другая мысль: отцы строжайше запрещали искать духовных переживаний, мечтать о них. Подобные чувства дает Бог, и нельзя искусственно пытаться вызвать их в себе. Причем здесь любой совет, даже и святого человека, может не сработать, потому что христианство нетехнологично. В Православии нет такого: сделай так-то – и обязательно будет то-то. Господь дает духовные ощущения, Он же способен и забрать их. И далеко не всегда этот таинственный процесс укладывается в понятный причинно-следственный ряд.

Если говорить о тонком различении духовных состояний – они нам вообще недоступны, ибо для этого надо выходить из мира. Сведение ума в сердце, самодвижущаяся молитва, исихия… Для того чтоб хотя бы прикоснуться к этому опыту, необходимы объективные условия, которых у нас нет. Нужны: уединение, воздержание от тяжелой и разгорячающей пищи, немногословие, минимум общения с противоположным полом, физический труд, возможность неторопливого и вдумчивого чтения святоотеческих книг, время для церковной и домашней молитвы. Необходим духовный наставник, исполнение какого-то церковного послушания для отсечения своего самоволия. Всего этого у нас нет или почти нет. Мы, конечно, можем почитать об исихастах, удивиться их высоте, прославить Бога, поплакать о себе… Но надо иметь трезвость понять, что подобный опыт для нас объективно труднодостижим, потому что мы ведем сумасшедшую жизнь в сумасшедшем мире.

К тому же есть ступени духовного восхождения, через которые невозможно перепрыгнуть. Чтобы стать усердным делателем Иисусовой молитвы, надо пройти хорошую школу молитвы храмовой, молитвы по молитвослову и Псалтири. Надо подтянуть к молитве свою жизнь. Например, если человек ходит в ночные клубы, любит развлечения, вдоволь ест мясо, пьет вино, смотрит телевизор, обсуждает с друзьями новости, никогда не расстается с гаджетом и в то же время хочет достигнуть успеха в умной молитве – тут есть какая-то неадекватность, именуемая в Православии прелестью. Хочешь достичь высоких степеней молитвы – пожалуйста! Но надо серьезно менять свою жизнь. Молитва и жизнь должны идти вместе, иначе все это может плохо закончиться для молящегося.

Как вообще оценивать свое состояние – в Духе ли мы сейчас? Святые отцы в своих творениях перечисляют явные признаки благодатного состояния. Если есть ревность о Господе, покаянный настрой, сердечная тишина, желание молиться, угождать Богу и служить ближним – то Дух Божий в нас. Если мы ощущаем уныние, наши страсти рвут нас на части, нам не хочется в храм, мы не можем встать на молитву, но лежим на диване и безучастно смотрим в потолок, значит, мы отогнали Духа Божьего. Или (что бывает реже) Он Сам промыслительно отошел. А это уже вообще отдельная тема…

Мы коснулись очень обширного и сложного вопроса. Пусть эта беседа послужит для оживления внимания в нашей духовной жизни. Нам нужно помнить, для чего мы пришли в Церковь. Пребывание в Церкви без каких-либо духовных чувств, без ощущения «залога Святого Духа» – это болезнь религиозного сознания, от которой да упасет нас Господь. Мы стали христианами, чтобы жить духовной жизнью. А этому нужно учиться, над этим думать, этой темой мучиться. Наша с вами духовная жизнь во Христе – самый важный вопрос нашего бытия и нашего спасения. Пусть этот вопрос занимает нас всегда, каждый день и каждый час.

Сергей Комаров

Источник: Портал «Православная жизнь»

9 сентября 2017 г.

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg

Вы здесь: Home Просвещение на приходе Статьи Есть ли у нас духовная жизнь?