blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Материалы миссионерских съездов

V Миссионерский съезд

Социальные кнопки для Joomla

Пятый Всероссийский миссионерский Съезд, который был последним, проходил с 25 июля по 5 августа (ст. стиля) 1917 года в Херсонской губернии, в Бирюзовском миссионерском монастыре. Этот монастырь, как и многие южные монастыри, имел противосектантскую направленность и задачу защиты от протестантского и католического влияния, идущего с Запада. В монастыре существовала миссионерская Семинария. Во главе съезда оказался митрополит Платон, который был изгнан с Кавказа, где с самого начала 1917 года начались страшные националистические движения, и тут же началось движение за отделение Грузинской Церкви от Русской.

 

Митрополит Платон приехал в Бирюзовский монастырь, где был с почетом встречен, и очень многое определил на этом миссионерском съезде. Делегатов на съезде было 93; архиереи были следующие: председатель – митр. Тифлисский, Экзарх Кавказский Платон, архиепископ Херсонский и Одесский Назарий, архиепископ Таврический и Симферопольский Дмитрий и архиепископ Кишиневский Анастасий, епископ Екатеринославский Агапит, епископ Никодим и епископ Гермоген.

Кроме всех миссий, были представлены миссионерские братства и монастыри; епархии были представлены своими епархиальными миссионерами.

На пятом Съезде действовали секции по старообрядчеству; рационалистическому сектантству; мистическим сектам; инославию; атеизму и неверию; по организации миссии и изысканию материальных средств; по преподаванию миссионерских предметов в Духовных Семинариях.

Главным вопросом был вопрос о быстром распространении сектантства, к которому в то время относили и течения атеистические, и социалистические всевозможных толков. Другая направленность – проблема мусульманства на юге (в Крыму), Предкавказье, Ставропольском крае, Средней Азии. К этому времени сектанты очень оживились и проводились даже сектантские собрания с широкой рекламой, чего раньше не было.

В своей речи на Съезде митрополит Платон сказал: «Сейчас мы имеем свободу. Но добро будет лишь, если Русь будет православной, святой Русью. Миссионерский крест, это мученичество – к мученическому подвигу зовет нас Господь. Зараза неверия разливается, новый закон вероисповедания (полная свобода всех и вся) горе всей Руси. Не надо бояться, надо громко говорить о своих правах. В Киеве чествуют униатов, тесно сплоченными флангами идут сектанты, социалисты. Нам понадобиться учредить своего рода миссионерский Орден, надо идти повсюду в народ. Мы сильнее своих врагов. Разве вы не знаете, что семинаристы часто образованнее ученых ксендзов. Мы материально бедны, но да поможет нам Бог!»

Интересным был пленарный доклад о. Николая Чепурина, епархиального миссионера из Петербурга. Назывался он «Миссионерская работа в прошлом и настоящем». Это был молодой священник из Петербурга, имевший огромный опыт работы, умный, образованный, понимавший, в какие испытания входит Церковь. Интересно то, что ему суждено было прожить трудную и долгую жизнь. Он потом был в заключении, а после войны он стал первым ректором Духовной Семинарии и Академии в Москве.

Резолюции Съезда были по вопросам протестантизма, единоверия, церковной миссии в приходах, в уездах и епархиях. По этим вопросам были намечены конкретные пути борьбы. Особо отмечалось, что современное положение Церкви, обуреваемой иноверием, инославием, сектами, расколом, неверием, социализмом требует высшего напряжения миссионерских сил Церкви и самого широкого развития и укрепления специальных миссий. Отмечалось, что огромный вред Церкви будет принесен тем, что Священный Синод закрыл штатные должности епархиальных миссионеров. Особое внимание уделялось постановлению Временного правительства и цирк. № 309 (от 19 июля) училищного совета при Священном Синоде о передаче церковно-приходских школ в систему народного образования: «Съезд признает постановление Временного правительства архивопиющей несправедливостью по отношению к Церкви, а циркуляр показателем продолжающегося государственного засилия в Церкви».

Было постановлено, что должны быть введены следующие предметы в средних и высших богословских заведениях: история учения старообрядчества, история учения сектантства, история инославных исповеданий, сравнительное богословие и история православной миссии.

Пятый миссионерский съезд закончился обращением к Священному Синоду с просьбой разрешить представительство миссионеров на готовящемся Поместном Соборе от миссий. Это представительство было утверждено, на Соборе были избраны делегаты на Поместный Собор (на Съезде было избрано 10 человек на Поместный Собор), и 15 августа начал действовать Поместный Собор. Все добрые конкретные пожелания, несмотря на общий развал и анархию, перешли с этими делегатами на Собор.

Роль миссионерских съездов была очень большой, потому что в это время Русская Православная Церковь жила без Соборов, были только епархиальные съезды. Миссионерские съезды, как съезды наиболее активных и деятельных православных священников, мирян и епископов в какой-то мере восполняли этот недостаток жизни Православной Церкви. На них обсуждались все основные проблемы жизни Православной Церкви, и они способствовали подготовке к Поместному Собору 1917 года.

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg