blago kavkaz 1
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, 

Архиепископа Пятигорского и Черкесского

 

Миссионерский отдел
Пятигорской и Черкесской епархии

b 25678-1368043896facebook


г. Железноводск, ул. К. Маркса, 34

8-928-926-88-77

[email protected]

Материалы миссионерских съездов

IV Миссионерский съезд

Социальные кнопки для Joomla

Съезд проходил в 1908 году в Киеве. Это было очень крупное собрание, на нем присутствовало около 600 делегатов, широко было представлено монашество и намечены конкретные пути возрождения православия.
Четвертый Всероссийский миссионерский съезд закончился конкретными рекомендациями и планами противостояния развалу Российской Империи и Русского государства. Он призвал к противостоянию к укреплению Церкви и консолидации всех здоровых сил Церкви и общества. В частности, было решено, что в Семинарии вводится курс «Разбор и опровержение социализма», и было решено просить правительство об ограничении действия сект, которые можно признать противонравственными, типа хлыстовских.

 

В 1910 году проходил епархиальный съезд в Казани. Этот съезд имел значение по существу Всероссийского. Направленность этого съезда – против мусульман, на решение проблем с татарским. Из Туркестана приехал ученик Ильминского, Остроумов, и обсуждались конкретно нужды Туркестанской Среднеазиатской миссии. Дело в том, что в Средней Азии положение было очень тяжелое. К тому времени отношение местных туркменов, узбеков и других среднеазиатских народов, с Россией стабилизировалось и, в основном, российское население было примером и хозяйствования, и нравственности, и высокой культуры по сравнению с полукочевыми народами. В Среднюю Азию активно входили российские формы жизни. Недавние еще эмираты, замкнутые для европейцев, распадались, и христианская жизнь входила и в Среднюю Азию.

Строились христианские храмы, понемногу население признавало превосходство русских и превосходство христианства. Однако, это было недостаточно устойчивое течение, противостояние поддерживалось не только муллами, но и извне силами, которые надеялись оторвать Среднюю Азию от России. В Азии и даже в Европе развивались промусульманские антирусские течения.

Особая роль на этом епархиальном съезде отводилась женщинам. Говорилось о женщинах как миссионерском примере, как миссионерских боевых единицах и как учителях мусульман, причем не только в духовном плане. В связи с этим при Братстве св. Гурия в Казани были учреждены женские богословские курсы. Особая роль в мусульманских областях придавалась женским монастырям. Как известно, в мусульманстве женщина имеет положение особое, неравное по сравнению с мужчинами; и временами там идут богословские диспуты о том, имеет ли женщина душу. В женских монастырях местных женщин учили сельскохозяйственным работам, рукоделию, им давалось самое простейшее просвещение, и это приносило большие плоды. Понемногу отношение к женщинам и отношение женщин к самим себе там менялось.

По отношению к Кавказу и по отношению к Средней Азии были решения об обращении к правительству с тем, чтобы закрыть границу от турецких, персидских и иных эмиссаров, которые нарушали мирную совместную жизнь христиан и мусульман. Особую роль играла местная знать. Когда она переходила из ислама в христианство, то ей давались некоторые привилегии. К тому времени те, кто имел уже эти привилегии, старались вернуться опять в ислам. И был поставлен вопрос о том, чтобы не забывать лишать привилегий местную знать, если она не хочет жить в христианстве, а хочет вернуться в ислам.

В 1913 году встал вопрос о том, что, с одной стороны, миссионерская деятельность идет достаточно успешно, а, с другой, требуются очень большие усилия, чтобы преодолеть общую трудную ситуацию. Было решено просить правительство о помощи, о том, чтобы часть начальных и средних школ перевести в миссионерскую систему с тем, чтобы усилить влияние и духовное просвещение детей и юношества. В 1913 году при Священном Синоде миссионерский отдел был превращен в Миссионерский совет, который возглавил епископ Финляндский Сергий Старогородский, будущий Патриарх. Это назначение было неслучайным, поскольку он в качестве миссионера был в Японии (был помощником архиепископа Николая Японского) и был одним из образованных и просвещенных архиереев, постоянно интересовавшихся не только миссионерскими проблемами, но и проблемами духовного просвещения. Финляндия в то время принадлежала России. В Финляндской епархии стоял вопрос о духовном православном просвещении финнов.

Миссионерский Совет был призван содействовать в миссионерской работе архиереям, созывать миссионерские съезды, организовывать курсы, школы, помогать и руководить подбором миссионерских кадров. Чуть позже начал выходить «Церковный Вестник» – периодический печатный орган Миссионерского Совета. Согласно постановлению Священного Синода и утверждению Государя было принято, что председатель этого Совета ежегодно докладывает императору о состоянии миссионерского дела в России. В начале 1917 года этот Совет был преобразован в Совет по укреплению и распространению православной веры при Св. Синоде.
Этот новый Совет также возглавлялся архиепископом Сергием Старогородским. Началась война. Несмотря на все трудности войны, Православная Церковь продолжала миссионерскую работу. В течение войны миссионерских съездов не было. Наконец, в 1917 году обер-прокурор Священного Синода князь Львов дал разрешение на созыв пятого миссионерского съезда.

03 05 head M1T1k2Tikl8 pic 18bbb2 header sky 2 vtoroofon monastry1 dom dlya mami1 doverie prav edu1 kazaki1 prav pyatigorsk1 lermontov pravoslavnii1 minvod blagochinie1 novopavlovskoe blagochinie1 jivonosnii istochnik1 prav gimnazia1 prav kbr1 parv kchr north prav kchr south kupel kavkaza1 logo.jpg